Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
МО "Октябрьский муниципальный район" ЕАО
официальный сайт органов местного самоуправления

Архив 2014

14 ноября 2014 года

«Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» определена процедура предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению на эти цели предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом (распоряжением) работодателя. 
Для получения указанных выходных дней необходимо представить следующие документы: 
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро медико-социальной экспертизы; 
- документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида; 
- свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом; 
- оригинал справки с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя). Дополнительные выходные, не использованные в календарном месяце, не переносятся на другой месяц. 
При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается. Предоставление работодателю справки, подтверждающей факт установления инвалидности ребенка, осуществляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в 2 года, один раз в 5 лет).

* * * * *

«Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения»

Статьей 27.12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлены основания и порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения.

Согласно данной норме закона лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера.

Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера. В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Указанная норма введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия».

Пункт 6 ст. 4.3 КоАП РФ, предусматривающий перечень отягчающих обстоятельств, дополнен указанием на отягчающее административную ответственность обстоятельство, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет за собой лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Указанные изменения вступили в силу с 08.08.2014 года.

30 сентября 2014 года

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда и установлены новые дополнительные тарифы на пенсионные взносы для работников вредных и опасных производств.

Вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру – специальную оценку условий труда. Для этого им необходимо заключить договор с соответствующей организацией, которая должна отвечать определенным требованиям, приведенным в ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

В случае проведения аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации. Исключением является назначение внеплановой оценки.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Помощник прокурора района 
юрист 3 класса А.Г. Драгунов

* * * * *

Верховный Суд Российской Федерации признал частично недействующим абз. 2 п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью и на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901.

Согласно абз. 2 п. 2 Правил одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Данная норма не будет действовать в части указания на полномочие органов исполнительной власти субъекта РФ определять уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи инвалида или семьи с ребенком-инвалидом для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Верховный Суд РФ решил, что такое указание противоречит частям 5 и 6 статьи 50 ЖК РФ, согласно которым учетная норма жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, закрепляющими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Помощник прокурора района 
юрист 3 класса А.Г. Драгунов

29 августа 2014 года

Административная ответственность страховых организаций за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования

Федеральным законом от 21.07.2014 № 223-ФЗ введена статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 15.34.1), предусматривающая административную ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования.

Необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 23.74 КоАП РФ дела указанной категории рассматривает Банка России.

Нововведение вступило в силу с 01.08.2014 года.

Помощник прокурора района 
юрист 3 класса А.Г. Драгунов

* * * * *

Изменения в жилищном законодательстве

Федеральным законом от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены полномочия органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (далее - органы).

Внесенными изменениями дополнены положения части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают основания для проведения внеплановых проверок. Данные проверки могут проводиться в случае поступления информации о нарушениях порядка создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительскою кооператива, порядка принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), порядка заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Проведение внеплановых проверок по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления объекта проверки.

Кроме того, внесенными изменениями органы в случае установления указанных выше нарушений наделены полномочиями по обращению в суд с заявлениями о признании недействительным соответствующих решений, принятых органами управления многоквартирным домом; о ликвидации органа, осуществляющего управление многоквартирным домом в случае неисполнения внесенного органом предписания; о признании договора управления многоквартирным домом недействительными; а также в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Помощник прокурора района 
юрист 3 класса А.Г. Драгунов

* * * * *

Уголовная ответственность за осуществление публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ

09.05.2014 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 433-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 280.1 УК РФ – публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Статья 280.1 УК РФ имеет две части.

Часть 1 предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Частью 2 предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Данная статья позволит предупреждать возможные сепаратистские тенденции и призывы к действиям по уступке частей территории России иностранным государствам, а также пресекать распространение сведений, оправдывающих эти действия.

Помощник прокурора района 
юрист 3 класса А.Г. Драгунов

* * * * *

Российские граждане, имеющие вид на жительство в другой стране или гражданство другой страны, обязаны письменно уведомлять об этом ФМС России

Президент РФ 04.06.2014 подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с вносимыми изменениями гражданин Российской Федерации либо законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет или РФ, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан письменно уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право постоянного проживания в иностранном государстве.

В такое уведомление должны вноситься, следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

- серия и номер российского паспорта;

- наименование имеющегося гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

- дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия российского паспорта.

При этом Федеральным законом устанавливаются уголовная ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право постоянного проживания в иностранном государстве, и административная ответственность за нарушение установленного порядка подачи такого уведомления.

От обязанности письменного уведомления о наличии иного гражданства до 31 декабря 2015 года освобождаются граждане Российской Федерации, приобретшие гражданство в связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Федеральный закон вступил в силу 04.08.2014.

Помощник прокурора района 
юрист 3 класса А.Г. Драгунов

14 июля 2014 года

Вступил в силу запрет на курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

В силу ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон) с 1 июня текущего года запрещается курение:

- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Территории, здания и объекты, где курение табака запрещено, должны быть оборудованы знаками о запрете курения.

Законом предусмотрена возможность выделения мест для курения на открытом воздухе или в изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции, на судах, находящихся в дальнем плавании. Такое решение принимает собственник или иное лицо, уполномоченное на то собственником.

Частью 2 ст. 9 указанного Закона установлено, что граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право устанавливать запреты на курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности. Соответственно они же осуществляют контроль за соблюдением установленных запретов. При этом на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность предоставлять гражданам информацию о реализуемых ими мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

За нарушение законодательства о запрете курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ст. 6.24 КоАП РФ).

* * * * *

Принят федеральный закон, направленный на совершенствование правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму

Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму, повышение эффективности применения мер уголовной и административной ответственности к лицам, совершившим преступления террористической и экстремистской направленности.

Так, в соответствии с данным законом обстоятельством, отягчающим наказание, признается совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма. Также, установлено, что к лицам, совершившим преступления террористической направленности, не применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Федеральным законом предусмотрен новый состав преступления (ч.4 ст. 205¹ УК РФ) - организация совершения преступлений террористической направленности, а равно организация финансирования терроризма, что наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет.

Кроме того, законом предусмотрено ужесточение уголовной ответственности за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участие в нём, организацию незаконного вооружённого формирования и участие в нём.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новыми составами административных правонарушений (ст.15.27¹, 19.5¹ КоАП РФ) - оказание финансовой поддержки терроризму, влекущее наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей, и невыполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму, влекущее наложение административного штрафа на граждан до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

19 июня 2014 года

Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы»

19.04.2014 вступил в силу Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы», мероприятия которого направлены на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, активизацию антикоррупционного просвещения граждан, а также реализацию требований Федерального закона «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Национальным планом предусмотрено исполнение Правительством РФ, Генеральной прокуратурой РФ, органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления и организациями всех форм собственности мероприятий по противодействию коррупции, комплекс которых выработан с учетом результатов исполнения мероприятий, предусмотренных ранее действовавшим Национальным планом, в том числе, надзорной практики органов прокуратуры.

Для всех мероприятий предусмотрены сроки исполнения и определены ответственные лица, результаты исполнения наиболее значимых мероприятий запланированы к рассмотрению на заседаниях Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Нормативный правовой акт обязателен к изучению должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, определенных ответственными за профилактику коррупционных правонарушений; его принятие потребует осуществления дополнительного нормативного правового регулирования на всех уровнях власти.

* * * * *

«Ответственность за кражу автомобильных номеров»

Федеральным законом от 05.05.2014 №105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Так, в соответствии с изменениями, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 325.1 «Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства».

За преступление совершенное одним лицом предусматривается наказание от штрафа в размере до 200 тысяч рублей, до лишения свободы на срок до 1 года. Для группы лиц — штраф до 300 тысяч рублей, лишение свободы до 4 лет.

Уголовные дела указанной категории отнесены к компетенции дознавателей и следователей органов внутренних дел.

Также за кражу автомобильных номеров лицо может быть привлечено к административной ответственности. В этой ситуации на лицо будет наложен штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования, то есть с 04.08.2014.

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

3 июня 2014 года

«Требования знания русского языка к отдельным категориям иностранных граждан»

Федеральным законом от 20.04.2014 № 74-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 
Согласно данным изменениям при обращении за получением разрешений на временное проживание, на работу, получение патента (для работы у физических лиц), оформления вида на жительство иностранным гражданам необходимо подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства нашей страны. Для этого необходимо представить сертификат или документ о получении образования в СССР до 01.09.1991 либо документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории России с 01.09.1991. 
Установлен порядок выдачи сертификата. Срок его действия 5 лет. 
Кроме того, перечислены категории иностранных граждан, освобождаемых от указанной обязанности. Это недееспособные (ограниченные в дееспособности) лица, мужчины и женщины, достигшие 65 и 60 лет соответственно, лица до 18 лет, участники государственной программы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников проживающих за рубежом, а также переезжающие совместно с ними члены их семей, высококвалифицированные специалисты и члены их семей (при оформлении вида на жительство, разрешения на работу). 
Речь также идет об иностранцах, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях или в вузах по аккредитованным программам (при получении разрешения на работу). Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2015 года за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

27 мая 2014 года

«Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма»

Федеральным законом от 05.05.2014 № 128-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 354.1, предусматривающей уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. 
Так, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично. 
За указанное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 3 лет, либо лишения свободы на тот же срок. 
Более строгое наказание установлено за совершение вышеуказанного деяния лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения. За данное преступление лицо может быть подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо до 5 лет принудительных работ, либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 
Также уголовно наказуемым является распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично. За это деяние лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо до 360 часов обязательных работ, либо до 1 года исправительных работ. 
Кроме того, предусмотрена административная ответственность юридических лиц за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»). 
Юридическое лицо может быть подвергнуто административному штрафу в размере от 400 тысяч до 1 миллиона рублей. 
Указанные нормы закона вступили в силу с 16.05.2014 г.

22 мая 2014 года

Административная ответственность 
за нецензурную брань в кино и на спектаклях

Федеральным законом от 05.05.2014 № 101-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка" в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации внесены новые составы административных правонарушений, предусмотренные статьями 6.26, 6.27 КоАП РФ. 
Так, ч. 1 ст. 6.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за публичное исполнение произведений литературы, искусства и народного творчества, которые содержат нецензурную брань. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 40000 до 50000 рублей. 
Повторное совершение аналогичного правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 6.26 КоАП РФ влечет увеличение штрафа для граждан до 5000 рублей, для должностных лиц – до 20000 рублей или дисквалификацию до 1 года, для юридических лиц – штраф до 100000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток. 
Часть 1 статьи 6.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за распространение ауодивизуальных произведений, фонограмм и печатной продукции (за исключением продукции СМИ) с нецензурной бранью без специальной упаковки и без текстового предупреждения "содержит нецензурную брань" в виде наложения административного штрафа. Повторное совершение аналогичных правонарушений в соответствии с ч. 2 ст. 6.27 КоАП РФ влечет увеличение штрафа для граждан до 5000 рублей, для должностных лиц – до 25000 рублей или дисквалификацию до одного года, для юридических лиц - штраф до 100000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток. 
За прокат или показ фильма без прокатного удостоверения юридическим лицам может быть назначен административный штраф в размере до 100000 рублей. 
Указанные нормы закона вступают в силу с 1 июля 2014 года.

15 мая 2014 года

Разъяснение норм ФЗ в сфере ЖКХ

В Жилищный кодекс Российской Федерации введен раздел IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

В соответствии со статьёй 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти принимают нормативные правовые акты, которыми, в числе прочего, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД; порядок проведения мониторинга технического состояния МКД; создается региональный оператор; утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта, подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, а также осуществление контроля за целевым расходованием денежных средств отрасли и обеспечением их сохранности. 
Положениями статьи 17 указанного Закона определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Обязанность по уплате таких взносов у собственников жилья возникает с июля 2014 года. Для малообеспеченных семей законодательством предусмотрено получение субсидий на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту. 
Фонд капитального ремонта формируется из взносов собственников жилья, которые вправе самостоятельно определить способ такого формирования: 
1. Перечисление взносов на капитальный ремонт на общий счет регионального оператора (так называемый «котловой» счет). 
«Котловой» счет предусматривает возможность использования на возвратной основе взносов собственников жилья одного многоквартирного дома на проведение капитального ремонта других домов, определенных программой к капитальному ремонту на более ранний период. Кроме собственников, выбравших такой способ формирования фонда капитального ремонта, по решению органов местного самоуправления, на общий счет будут перечисляться взносы собственников, не определившихся со способом формирования фонда капитального ремонта. 
2. Перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, владельцем которого является товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный либо иной специализированный кооператив. 
При данном способе формирования фонда капитального ремонта накопленные средства не могут быть использованы региональным оператором на капитальный ремонт других домов и расходуются на проведение капитального ремонта дома, собственники жилья которого перечисляют соответствующие взносы. В этом случае собственники жилья самостоятельно открывают счет в банке и контролируют проведение капитального ремонта. 
3. Перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый на имя регионального оператора. 
В указанном случае операции по счету проводит его владелец (региональный оператор) по решению собственников жилья, при этом на владельца счета возлагается обязанность по обеспечению капитального ремонта конкретного дома. Накопленные средства не могут быть использованы региональным оператором на капитальный ремонт других домов. 
Перечень операций, совершаемых по специальному счету, определён пунктом 1 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации. 
Банк, в котором открыт специальный счет, и владелец специального счета предоставляют по требованию любого собственника помещений в МКД информацию о сумме зачисленных на счет платежей собственников всех помещений в МКД, об остатке средств на специальном счете, обо всех операциях по данному счету. 

Выбрать способ формирования фонда капитального ремонта собственникам жилья необходимо до 31.05.2014.

Региональным оператором на территории ЕАО является Некоммерческая организация – Фонд «Региональный оператор по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов ЕАО». 
Собственникам жилья, принявшим решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (либо такое решение принято за них органом местного самоуправления), необходимо заключить с последним договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Взносы на капитальный ремонт оплачивают только собственники помещений в МКД. 

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

* * * * *

Разъяснение норм 131-ФЗ от 06.10.2003

Федеральным законом от 21.12.2013 № 370-ФЗ внесены изменения в статью 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 
В новой редакции статья детально регламентирует порядок контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством. 

Закон определяет, что органы государственного контроля и надзора могут проводить плановые и внеплановые проверки органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. 
Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта РФ. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года. 
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, после согласования с прокуратурой субъекта РФ. 
Кроме того, внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки. 
Указанная норма закона начала действовать с 1 января 2014 года.

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

* * * * *

Новое в законодательстве об административных правонарушениях

« О введении административной ответственности за невыполнение требований народных дружинников»

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» установлена административная ответственность в виде штрафа за невыполнение требований народных дружинников. 
Так поправками в КоАП РФ введен штраф за воспрепятствование деятельности народного дружинника и внештатного сотрудника полиции, а также за невыполнение их законных требований прекратить противоправные действия (ст. 19.35). Штраф установлен в размере от 500 до 2500 рублей. 
Кроме того, установлена ответственность самих народных дружинников и внештатных сотрудников полиции (ст. 19.36). В случае если при охране общественного порядка они нарушат права и законные интересы граждан или организаций, им придется заплатить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. 
Кроме того, законом установлено, что поддержка граждан и объединений, участвующих в охране общественного порядка, должна осуществляться органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет региональных бюджетов. 
К вопросам местного значения поселений и городских округов относится оказание поддержки указанным гражданам и объединениям, а также создание условий для деятельности народных дружин. 
Указанные изменения вступают в силу со 2 июля 2014 года.

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

* * * * *

Разъяснение норм ФЗ в сфере трудовых отношений

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения, направленные на защиту прав работников и усиление ответственности работодателей. 
Так, статьей 15 Трудового кодекса РФ в новой редакции установлен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. 
Кроме того, согласно ст. 19.1 ТК РФ отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут быть признаны работодателем на основании заявления работника как трудовые; судом на основании соответствующего заявления работника или по материалам государственной инспекции труда, иных уполномоченных органов. Ранее, в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ, только суд мог признать гражданско-правовые отношения трудовыми. 
Частью 3 ст. 19.1 ТК РФ установлено, что все неустранимые сомнения при разрешении споров по данному вопросу трактуются в пользу существования трудовых, а не гражданско-правовых отношений. 
Нормами ст. 67.1 ТК РФ работнику гарантирована оплата фактически отработанного им времени или выполненной работы, даже если он был допущен к работе не уполномоченным на это должностным лицом предприятия. 
Помимо этого, законодателем предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Статья 5.27 КоАП РФ будет действовать в новой редакции с 1 января 2015 года

Полномочия в сфере надзора за соблюдением трудовых прав граждан на территории ЕАО осуществляет Государственная инспекция труда (г. Биробиджан, ул. Октябрьская, д. 15). 

Информация предоставлена помощником прокурора района А.Г. Драгуновым

17 апреля 2014 года

«Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах»

Федеральным законом от 02.07.2013 № 177-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», обновлена редакция статьи 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах». Данная статья предусматривает административную ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (как в пределах, так и вне населенных пунктов), а также за стрельбу в отведенных для этого местах, но с нарушением установленных правил. Рассматриваемое правонарушение выражается в производстве выстрела из всех видов огнестрельного оружия, газовых пистолетов и револьверов, из пневматического, сигнального и других предназначенных для этого видов оружия. При этом любой из указанных видов оружия может явиться орудием совершения правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, независимо от способа его изготовления, а также законности нахождения у правонарушителя. Стрельба вне населенных пунктов влечет административную ответственность по рассматриваемой статье, если при этом нарушаются общественный порядок и личная безопасность граждан либо создается непосредственная угроза такого нарушения (например, стрельба в пригородной зоне). Нарушением установленного порядка стрельбы является несоблюдение мер безопасности, например открытие огня без команды руководителя стрельб, стрельба в опасных направлениях и т.д. 
Теперь стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением правил повлечет наложение штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой. 
Стрельба из оружия в населенных пунктах или других не отведенных для этого местах предполагает ответственность в виде штрафа в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение на срок от полутора до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему. 
Кроме того, установлена ответственность за стрельбу в населенных пунктах и не установленных местах, совершенную группой лиц либо лицом в состоянии опьянения. 
Штраф для нарушителей составит от 50 тысяч до 100 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему, либолишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок 3 года с конфискацией оружия и патронов к нему. 
Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом. 
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3), а также должностными лицами подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

Информация предоставлена старшим помощником прокурора района юристом 2 класса А.И. Коростелевым

* * * * *

«Особенности привлечения работодателя к уголовной ответственности
за невыплату заработной платы»

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Поэтому невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав гражданина. 
Противодействие преступлениям, связанным с нарушениями трудовых прав граждан, рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений деятельности правоохранительных органов России, в частности прокуратуры. 
Часть 1 ст. 145-1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность руководителя организации, работодателя - физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности. 
Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. 
В случаях частичной невыплаты заработной платы свыше 3 месяцев, виновному грозит наказание в виде штрафа до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишения свободы на срок до одного года. 
Часть 2 ст. 145-1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации. 
Данное деяние наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 
Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рубля. в месяц. 
Частью 3 ст. 145-1 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч.ч.1 и 2 этой статьи, в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий. 
Деяния виновного наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 
Понятие тяжких последствий не конкретизировано и носит оценочный характер. Таковыми, например, могут быть смерть, тяжелое заболевание, тяжкий вред здоровью. 
Субъектами данного преступления являются руководители организации, работодатели - физические лица, а также руководители филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Информация предоставлена старшим помощником прокурора района юристом 2 класса А.И. Коростелевым

* * * * *

Ленинским районным судом ЕАО (в с. Амурзет) вынесен обвинительный приговор в отношении несовершеннолетней жительницы с. Амурзет, обвиняемой в совершении особо тяжкого преступления против жизни человека предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ – убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. 
Прокурором Октябрьского района, как сообщалось ранее, утверждено обвинительное заключение в отношении несовершеннолетней жительницы с. Амурзет. Она обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ – убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. 
В ходе предварительного следствия несовершеннолетняя жительница с. Амурзет в ночное время, в ходе распития спиртных напитков совместно со знакомыми, на фоне внезапно возникших личных неприязненных отношений, с целью причинения смерти своей знакомой, вывела ее на пустырь, нашла металлический предмет и, действуя умышленно, нанесла множество (не менее 31) ударов металлическим предметом со значительной силой по голове и лицу, причинив тем самым, множественные телесные повреждения, от которых она скончалась на месте. 
Несовершеннолетняя вину в инкриминируемом ей деянии признала в полном объеме, в содеянном раскаялась. 
В ходе судебного следствия по данному уголовному делу государственным обвинением был допрошен ряд свидетелей, которые раскрыли последовательность совершения данного преступного деяния, исследованы и оглашены письменные материалы уголовного дела, которые позволили установить причинно – следственную связь между причиненными телесными повреждениями и смертью девушки. Государственное обвинение полагает, что у суда не возникло сомнений в виновности в совершении преступного деяния. 
По результатам рассмотрения данного уголовного дела судом вынесен обвинительный приговор с назначением наказания в виде лишения свободы сроком 6 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Приговор в законную силу не вступил.

Информация предоставлена старшим помощником прокурора района юристом 2 класса А.И. Коростелевым

* * * * *

В соответствии со статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. 
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. 
Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. 
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. 
При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, суд может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. 
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке. 
В силу статьи 78 Семейный кодекс Российской Федерации при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. 
Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. 
Как отмечено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 78 Семейного кодекса РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Информация предоставлена заместителем прокурора Октябрьского района О.Н. Лопатиной

10 апреля 2014 года

«ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ДАЛ РАЗЪЯСНЕНИЯ, 
С УЧЕТОМ КОТОРЫХ РАСШИРИЛСЯ КРУГ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ 
ПРАВО НА ТРУДОВЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ»

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов в части предоставления трудовых гарантий и льгот беременным женщинам, несовершеннолетним, одиноким матерям и другим лицам, которые единолично занимаются воспитанием детей. Рассмотренные в документе вопросы ранее неоднозначно разрешались в правоприменительной практике. Теперь с учетом разъяснений Верховного Суда РФ трудовыми гарантиями и льготами смогут воспользоваться лица, которые прямо в Трудовом кодексе РФ не указаны. 
Эти разъяснения содержатся в Постановлении от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» (далее - Постановление № 1). 

1. Трудовые гарантии и льготы могут предоставляться лицам, 
которые прямо не указаны в Трудовом кодексе РФ 
1.1. Определено, какие лица, помимо указанных в законе, могут признаваться лицами с семейными обязанностями или лицами, воспитывающими детей без матери 
В Постановлении № 1 Верховный Суд РФ раскрыл содержание понятий «лица с семейными обязанностями» и «лица, воспитывающие детей без матери». В Трудовом кодексе РФ в отдельных статьях перечислены лица, которые входят в эти категории, но не даны определения названных понятий. 
Вместе с тем данным категориям работников работодатель обязан предоставлять трудовые гарантии и льготы. 
Пленум Верховного Суда РФ относит к лицам с семейными обязанностями, в частности, следующие группы работников: 
- родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя (то есть лица, которые обязаны воспитывать и развивать ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством); 
- другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом (ч. 2 ст. 256 ТК РФ); 
- лицо, имеющее обязанности в отношении других членов своей семьи, нуждающихся в установленных случаях в уходе или помощи. 
Этот перечень не является исчерпывающим - суд может включить в него и других лиц, которые, например, воспитывают ребенка или осуществляют уход за членом семьи. 
Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ привел открытый перечень обстоятельств, при которых отец, а также лицо, наделенное правами опекуна или попечителя, признаются воспитывающими ребенка без матери (абз. 3 п. 2 Постановления № 1). Это смерть матери ребенка, лишение родительских прав или ограничение в них, признание женщины безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), отбывание наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. 
1.2. Разъяснено, какие трудовые гарантии и льготы имеют отдельные категории лиц, воспитывающих детей без матери 
Верховный Суд РФ обратил внимание на следующие гарантии и льготы для таких лиц: 
- запрет на установление испытания при приеме на работу (ст. 70 ТК РФ). Помимо перечисленных в данной норме лиц, это правило распространяется на лиц, воспитывающих детей в возрасте до полутора лет без матери (п. 9 Постановления № 1). Если таким работникам было установлено испытание, то расторжение трудового договора с ними по результатам испытания не допускается. - установление по заявлению работника неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Помимо перечисленных в законе лиц, эта гарантия предоставляется лицам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери (абз. 3 п. 13 Постановления № 1). Оплата труда в таком случае производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. 
- обязательность получения письменного согласия работника при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Помимо перечисленных в законе лиц, эта особенность касается также лиц, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без матери (п. 14 Постановления № 1). Работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от указанной работы. 
1.3. К числу одиноких матерей могут относиться женщины, 
которые фактически воспитывают ребенка самостоятельно, даже при наличии отца 
В Трудовом кодексе РФ используется понятие «одинокая мать» (ч. 4 ст. 261, ст. 263 ТК РФ), однако не раскрывается его содержание. 
Одиноким матерям предоставляется ряд гарантий. Например, в большинстве случаев их нельзя уволить по инициативе работодателя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ). Пленум Верховного Суда РФ указал, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством. Иными словами, это женщина, которая в силу ряда обстоятельств воспитывает своих детей без отца, например: отец ребенка умер, лишен родительских прав или ограничен в них, по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Перечень таких обстоятельств является открытым (абз. 2 п. 28 Постановления № 1). 
2. Разъяснены особенности прекращения трудового договора 
с беременными женщинами 
2.1. Беременной женщине - руководителю организации предоставляются такие же гарантии при расторжении трудового договора, как и другим беременным сотрудницам 
Общая гарантия для беременных женщин в виде запрета расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 261 ТК РФ) распространяется также на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование. В частности, к ним относятся женщины - руководители организации (гл. 43 ТК РФ). Исключения из этого правила такие же, как и для всех остальных беременных женщин - ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей. 
Такое положение беременной женщины (в том числе руководителя организации) не означает, что она вправе нарушать трудовую дисциплину (не появляться на рабочем месте без уважительных причин, не исполнять трудовые обязанности и т.п.). За эти нарушения работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (например, замечание). 
2.2. Если к моменту рассмотрения спора судом организация, из которой по инициативе работодателя уволена беременная женщина, ликвидирована, то данное обстоятельство признается основанием для увольнения 
Аналогичный вывод касается случаев, когда индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность в установленном законом порядке. В таких ситуациях суд признает увольнение незаконным, однако изменяет формулировку основания увольнения на увольнение в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При этом дату увольнения необходимо заменить на дату внесения записи о ликвидации юрлица в ЕГРЮЛ (исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП). 
Если же прекращена деятельность филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, датой увольнения будет считаться дата госрегистрации изменений учредительных документов данной организации. 
Выводы Пленума Верховного Суда РФ относительно изменения даты увольнения следуют из смысла п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 52, п. 8 ст. 63 ГК РФ. 
3. Если дата окончания срочного трудового договора приходится на период беременности, то увольнение сотрудницы производится в день окончания отпуска по беременности и родам 
Если срочный договор истекает в период беременности сотрудницы, она может обратиться к работодателю с заявлением о его продлении. 
Пленум Верховного Суда РФ отметил, что срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности независимо от причин ее окончания (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и т.д.).  
После рождения ребенка увольнение может быть оформлено в связи с окончанием срочного трудового договора в день завершения отпуска по беременности и родам. В иных случаях оно производится в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. 
Случаи, когда срочный трудовой договор может быть расторгнут до окончания беременности сотрудницы, определены в ч. 3 ст. 261 ТК РФ. Новых разъяснений в этой части Верховный Суд РФ не предоставил. 
4. Разъяснено, в каких случаях запрещается совмещать отпуск 
по уходу за ребенком и ежегодный оплачиваемый отпуск 
Пленум Верховного Суда РФ указал, что ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется при одновременном наличии следующих условий: 
- сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком; 
- работает на условиях неполного рабочего времени или на дому; 
- имеет право на получение пособия по обязательному социальному страхованию. 
Объясняется это тем, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает использования двух и более отпусков одновременно (п. 20 Постановления № 1).