- Главная
- Администрация муниципального района
- Деятельность отделов
- Отдел информатизации
Отдел информатизации

Информатизация общества, основанная на научно-технических достижениях последних десятилетий, приводящих к технологической интеграции телекоммуникаций, вычислительной техники и информатики, и на этой базе к внедрению и распространению информационных технологий в управленческой, экономической и потребительской деятельности, вызвала целый “шлейф” инновационных изменений в общественной практике на макро- и микроуровнях. Информатизация, ведущая к информационной насыщенности рабочих мест, к увеличению полноты и упрощению получения информации, сконцентрированной в информационно - телекоммуникационных сетях, обеспечивает беспрецедентные возможности генерации и использования последующих инноваций. Таким образом, информатизация общества усиливает инновационность развития.
Социальные последствия: плюсы и минусы информатизации общества
Информатизация общества является, может быть, самой яркой современной иллюстрацией комплексной инновации, как в свое время - автомобилизация. По ряду признаков информационно - телекоммуникационный комплекс может быть отнесен к разряду “прорывных” отраслей, позволяющих системно решать актуальные задачи социально-экономического развития нашей страны.
Интегрированные функции информатизации
Но кроме того, соединение новейших технических средств доставки информации (телекоммуникации) с новейшими технологическими средствами ее генерации, обработки и хранения является предпосылкой организационно-структурных изменений в общественной деятельности, которые могут быть разделены на интеграционные процессы и организационно-институциональное их представление.
Влияние информатизации на личностные характеристики и сферу жизнедеятельности человека
Следующий круг последствий развития ИТК можно связать с развитием самого человека, касается изменения методов и характера его работы и потребительской деятельности.
Информационно - телекоммуникационный комплекс формирует “homo informaticus”.
Освобождение работника от выполнения рутинных и типовых операций, включая рутинные “интеллектуальные”, оставляет ему творческие и контрольные функции трудовой деятельности. Но что еще более важно, современные средства прикладной информатики создают новую основу творчества. Экранно-динамическое интерактивное моделирование раскрывает информационную картину объектов или процессов во всей их взаимосвязи и глубине и реально усиливает творческие возможности человека. Пассивные формы восприятия информации уступают место интерактивным, развивающим возможности человека, причем не только как работника, но и как потребителя (образовательных, культурных, медицинских услуг).
Информационно - телекоммуникационный комплекс повышает доступность, индивидуальность услуг различных отраслей.
Развитие информационно - телекоммуникационного комплекса открывает новые возможности для оказания социальных услуг населению посредством создания условий индивидуализации их потребления, с одной стороны, и обеспечения их равнодоступности, с другой. Современные информационные технологии открывают совершенно новые перспективы в методике обучения, которая начинает всесторонне использовать достоинства интерактивных форм обучения, многократно усиливающих восприятие и усвоение полученных знаний. Кроме того, они, расширяют возможность индивидуальной работы преподавателей с учениками без ущерба для “качества” первых и численности последних. Более того, в качестве преподавателей, таким образом, могут привлекаться специалисты высшей квалификации.
Социальная полезность и экономическая выгода телекоммуникационного (дистанционного) обучения подтверждена практикой в развитых странах: сроки обучения сокращаются, качество возрастает. Так, при увеличении объема обучения на 30% затраты на обучение сокращаются на 30%, а время обучения - на 40%. В результате суммарные затраты на подготовку к обучению и процесс обучения, приобретение новых навыков существенно снижаются (от 0,7 до 0,2 от традиционного уровня). Но значение информационно - телекоммуникационных технологий находит свое выражение не только в снятии территориальных ограничений в доступе к учебным программам, курсам, преподавательским кадрам, но и в создании широких возможностей доступа к информации из области науки и практики, фондам крупнейших библиотек, информационных центров. Образовательный процесс в значительной степени теряет свою пространственную привязку.
В области культуры - заказа любого сюжета из любой области культуры (оперы в исполнении солистов “Ла Скала”, экспозиции картин Н. Рериха и т.п.). Но в области культуры значение современных информационно - телекоммуникационных услуг выходит за рамки использования и даже генерации культурных ценностей. Здесь идет и обратный процесс: использование компьютерно-телекоммуникационных средств в информатике формирует новый феномен - экранной культуры, основанной на интенсивном участии в познании мира, социализации Интерактивное соучастие детей в освоении ими культурного багажа (включая ценностные ориентации, правила общения, нормы морали и т.д.) ускорит процесс их социализации , творчестве. Оборотная сторона нарождающейся культуры - создание эрзаца реальной жизни. Специалисты предупреждают, что, перейдя некоторый плохо ощутимый и трудно формализуемый рубеж, можно превратить виртуальную реальность в форму интеллектуальной наркомании.
Специалисты уже отмечают стремление ухода из реального мира в виртуальный у пользователей Интернета. Во всяком случае, именно о такой тенденции говорят результаты исследования четырех с лишним тысяч пользователей Интернета, обнародованные Institute for the Quantitative Study of Society при Стэндфордском университете. Четверть всех опрошенных в ходе исследований, использующих Интернет более пяти часов в неделю, заявили, что стали проводить меньше времени с семьей или друзьями, причем как в личных контактах, так и по телефону. А 10% респондентов стали даже реже выходить из дома. Четверть опрошенных заявили, что стали больше работать дома, в то время как продолжительность их работы в офисе осталась прежней. Изучение “нет юзеров” (фанатов Интернета) в США показало, что их психология, менталитет и даже черты характера быстро (за 1 - 2 года) изменяются в сторону ценностных ориентации виртуальной реальности, реальная же жизнь становится досадной помехой.
Продолжение аналогии с образованием позволяет также констатировать, что ИТК создает технические предпосылки для обеспечения равнодоступности культурных и медицинских услуг, подчас весьма уникальных, в социально-групповом, поселенческом и территориальном аспектах.
Развитие информационно - телекоммуникационного комплекса повышает безопасность экономической жизни, но создает новые риски.
Развитие информационно - телекоммуникационного комплекса ставит и новые вопросы по обеспечению безопасности различных субъектов. Одна из наиболее остро стоящих задач сегодня - сохранение конфиденциальности частной информации, которая при все более масштабном использовании ИТК с целью общения, работы, развлечения, учебы, заказа товаров и услуг сохраняются в электронном виде в сетях. Аналогичные проблемы стоят и перед корпоративными и властными структурами, и государством в целом. Так, с перемещением финансовых сделок в информационно - телекоммуникационные сети, остро встает проблема защиты пользователей от мошенничества и электронной контрафакции. По некоторым данным малый и средний банк живет 1 - 2 дня после того, как злоумышленники овладеют его информацией.
Специалисты отмечают и негативное воздействие использования ряда средств информационно телекоммуникационного комплекса на физическое здоровье людей. В частности, длительное воздействие экрана монитора (телевизионного, компьютерного) на биохимическом уроне ведет к преждевременному старению организма, например, к неестественной акселерации “телевизионных” и “компьютерных” детей.
В обществе массового потребления информации информационные технологии, многократно усиленные техническими возможностями развивающегося информационно -телекоммуникационного комплекса, становятся все более мощным средством управления общественным сознанием. Позволяя легко ограничивать доступ Ограничение доступа далеко неоднозначно является негативным моментом. Так, ограничение доступа детей к программам,содержащим показ насилия и т.п., можно считать вполне оправданным к некоторой информации, редактировать представляемую информацию; создавая возможность для вторжения в духовный мир человека, виртуальных образов, изменяющих его культурно-ценностные ориентиры и даже психику, ИТК становится инструментом “зомбирования” людей, склоняя их в пользу того или иного образа мышления и действий. В этой связи возрастает опасность монопольного владения генераторами информации. Можно утверждать, что решение проблемы организации и редактирования информации является одной из ключевых задач развития ИТК.
В настоящее время ИТК создает и широко реализует возможности для усиления демократических процессов: реализации права на свободу слова, получения информации, обмена идеями, рассредоточению власти в обществе путем ее децентрализации, сокращению пропасти, разделяющей правительства и граждан за счет организации непосредственного общения.
Завершая краткий анализ основных социальных последствий развития информационно - телекоммуникационного комплекса, можно сделать вывод о том, что этот процесс протекает неоднозначно, наряду с очевидными позитивными результатами прослеживается тенденция нарастания его социальной противоречивости. Таким образом, положительную общественную оценку и поддержку должны получать не только проекты, направленные на использование и усиление позитивного потенциала ИТК, но и ориентированные на предотвращение и компенсацию негативных последствий.